ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

   

Конституция РФ 1993

Конституция РФ 1993

Основы конституционного строя РФ

Конституционные права и свободы граждан

Форма правления современной России

Форма государственного устройства России

Законодательная власть и механизм ее реализации в современной России

Судебная власть и механизм ее реализации в современной России

Местное самоуправление

Избирательная система современной Росии

 

 

Конституция РФ определяет и закрепляет важнейшие начала общественной и государственной жизни России: основные права и свободы человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, структуру государственного механизма, избирательную систему, порядок формирования представительных и иных государственных органов, а также принципы их образования и деятельности.

Действующая Конституция России была принята 12.12.1993 путём проведения всенародного голосования – референдума. Непосредственным юридическим основанием для его проведения послужил Указ Президента РФ от 15.10.1993 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», согласно которому всенародное голосование по проекту назначалось на 12.12.1993. На этот же день были назначены также выборы депутатов в федеральный парламент. Наряду с данным Указом непосредственное юридическое обеспечение всенародного голосования осуществлялось с помощью «Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.», в котором предусматривалось, что в случае принятия Конституции она вступает в силу немедленно, с момента опубликования результатов всенародного голосования, а также с помощью Указа Президента РФ «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование».

В соответствии с Указом проект Конституции, выносимый на референдум, представлялся Президентом РФ 9.11.1993 для официального опубликования в газетах «Российские вести» и «Российская газета», а также для издания массовым тиражом в виде брошюры. Одновременно проект официально направлялся в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) РФ.

Положение о том, что именно Президент представляет проект Конституции, имело принципиальное значение, поскольку в условиях противостояния в этот период исполнительной власти в лице Президента и законодательной – в лице парламента (Съезд народных депутатов и Верховный совет), принявшего крайние формы в период сентябрьско-октябрьского кризиса 1993, парламентом был разработан свой проект Конституции, значительно отличавшийся от президентского проекта.

Президентский проект Конституции был опубликован за месяц до проведения референдума, 10.11.1993, для ознакомления с ним населения и «для всенародного обсуждения». Однако, как свидетельствуют эксперты, ни того ни другого по существу не получилось в силу создавшейся и зачастую искусственно поддерживавшейся в стране весьма эмоциональной, напряжённой политической обстановки страха, неопределённости и обречённости, породившей безразличие значительной части населения к представленному проекту Конституции. Согласно социологическим опросам, более 50% населения до референдума не читали текст проекта. Кроме того, как отмечают специалисты в области конституционного права, «разъяснение положений новой Конституции, обсуждение её широкой общественностью не было достаточно профессиональным и проходило в сжатые до предела сроки, что в конечном счёте вряд ли прибавило сторонников принятия Конституции на всероссийском референдуме».

Согласно официально обнародованным ЦИК данным, в референдуме приняли участие 58 187 755 чел. (54,8% от общего числа зарегистрированных избирателей). Из числа участвовавших в голосовании за принятие Конституции проголосовали 32 937 630 чел. (58,4%). Против принятия Конституции голосовали 23 431 333 чел. (41,6%).

Основываясь на результатах проведённого референдума, ЦИК в постановлении «О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 20.12.1993 констатировала, что всенародное голосование по проекту Конституции следует считать состоявшимся и что Конституцию РФ следует считать признанной данным всенародным голосованием.

Конституция 1993 является пятой по счёту Конституцией Российской Федерации, принятой после Октябрьской революции 1917. До этого времени в России вообще не было конституции в общепринятом смысле этого слова. В начале 20 в. были приняты лишь некоторые акты конституционного значения. Среди них Манифест от 17.10.1905 «Об усовершенствовании государственного порядка», «Манифест об учреждении Государственной Думы», Закон об учреждении Государственной Думы и другие акты.

Первая Конституция России (РСФСР) была принята Всероссийским съездом Советов 10.7.1918. Её историческая значимость заключалась не только в том, что она впервые официально закрепила «принадлежность власти трудящимся в форме Советов», но и в том, что она послужила своего рода образцом при разработке и принятии конституций Белоруссии, Латвии, Украины и других республик, образовавшихся на территории бывшей Российской империи. Конституция РСФСР содержала также серьёзные предпосылки для последующего объединения республик в федеративное государство – Союз ССР.

Вторая Конституция РСФСР была разработана на основе Конституции СССР 1924 и принята Всероссийским съездом Советов 11.5.1925. Это была конституция одного из субъектов советской федерации, закреплявшая факт вхождения РСФСР в состав СССР на федеративных началах и передачи ему части своих полномочий.

Третьей по счёту Конституцией России была Конституция РСФСР 1937, разработанная и принятая на основе союзной Конституции 1936. По своей форме обе конституции носили весьма демократичный характер. Это проявлялось, в частности, в том, что они впервые в российской истории не только провозглашали, но и конституционно закрепляли равноправие всех граждан России «независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни». Больше того, они конституционно закрепляли, что «какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения, карается законом».

Однако по своей сути, реальному содержанию и их практическому использованию данные конституции практически служили юридическим прикрытием совершавшихся в стране политических репрессий, подавления любых оппозиционных проявлений, инакомыслия.

Последней Конституцией советской России стала Конституция РСФСР 1978, подготовленная на основе Конституции СССР 1977. В отличие от прежних конституций это был весьма политизированный и идеологизированный документ. Наряду с традиционными для прежних конституций положениями, касающимися государственного и общественного строя, прав и свобод граждан, правосудия, арбитража и пр., Конституция 1978 определяла и официально закрепляла также характер существовавшего в стране в тот период государства (как общенародного) и общества (как развитого социалистического), а также перспективы развития страны. Государство характеризовалось с помощью таких его «высших» целей и задач, как «создание материально-технической базы коммунизма», построение бесклассового общества, совершенствование общественных отношений, «повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся» и др. Развитое социалистическое общество рассматривалось как «общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни», как общество, «законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех» и т.п.

В каждом из этих, равно как и в некоторых других, положениях Конституции 1978 было гораздо больше политического и идеологического, нежели политико-правового смысла. Тем не менее это не помешало тому, что в сер. 1980-х гг. они фактически послужили той отправной конституционной базой, на основе которой зарождались и развивались такие демократические феномены, как «перестройка», «гласность», «ускорение научно-технического и экономического развития», идеи «единого европейского дома», а также многие другие экономические и социально-политические идеи и преобразования.

Исходя из логики конституционного развития в нашей стране и других странах, а также исторической преемственности современной России, можно сделать вывод, что Конституция РСФСР 1978, так же как и все другие советские конституции со всеми их несомненными для своего времени плюсами и минусами, подготовила почву для разработки и принятия в 1993 ныне действующей, первой постсоветской Конституции Российской Федерации.

С точки зрения юридической природы, социального содержания и назначения ныне действующая российская Конституция выделяется следующими специфическими чертами и особенностями.

Во-первых, это Конституция переходного периода, сочетающая в себе признаки Основного закона, свойственного государству с высокоцентрализованной системой управления экономической и другими сферами жизни общества, с признаками основного конституционного акта, свойственного государству с рыночной экономикой.

Переходный характер Конституции 1993 прослеживается практически во всех её главах и разделах, но наиболее ярко он проявляется в исходных положениях, касающихся различных форм собственности, природных ресурсов, земли и др. Так, если прежние российские конституции, отражая плановый и вместе с тем высокоцентрализованный характер управления экономикой со стороны государства, закрепляли приоритетное значение государственной формы собственности, то Конституция 1993, отражая переходный характер экономики от государственно-планируемой и управляемой к рыночной экономике, закрепляет одинаковый правовой статус различных форм собственности. Согласно Конституции «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8, п. 2). Действующая Конституция, закрепляя «единство экономического пространства, 431 свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» и поддерживая конкуренцию и свободную экономическую деятельность, устанавливает также положение, в соответствии с которым «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 8, п. 1; ст. 9, п. 2).

Во-вторых, действующая Конституция, так же как и Основной закон любого иного государства, обладает высшей юридической силой по сравнению с другими законами и иными нормативно-правовыми актами. Это означает, что законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, должны издаваться в строгом соответствии с Конституцией РФ, не должны ей противоречить. Это означает также, что Конституция как юридический акт имеет несомненный приоритет перед всеми иными нормативно-правовыми актами. Согласно статье 4-й она вместе с федеральными законами обладает верховенством на всей территории РФ. Определяя и закрепляя все основополагающие принципы построения и функционирования правовой системы РФ и механизма правового регулирования в стране, Конституция является фундаментом всего российского законодательства.

В-третьих, современная Конституция Российской Федерации является юридическим актом прямого действия. Данная её особенность специально выделяется и закрепляется в статье 15, где прямое действие Конституции по своей значимости ставится в один ряд с её высшей юридической силой. При этом подчёркивается, что как акт прямого действия, имеющий высшую юридическую силу, Конституция выражается в различных формах и, в частности, в том, что она напрямую, без каких-либо иных «посредствующих» звеньев определяет и закрепляет основы государственной и общественной жизни России, основные права и свободы граждан, формы и виды собственности, основы гражданского, административного, семейного, уголовного, трудового и других отраслей российского законодательства.

В-четвёртых, Конституция РФ, как свидетельствует уже её название и 432 содержание, является актом федерального уровня и значения. Наряду с ней и в строгом соответствии с ней на уровне субъектов Федерации принимаются свои собственные основные законы: в республиках – конституции, а в остальных субъектах РФ – уставы.

Кроме того, Конституция РФ предусматривает издание по ряду указанных в самом её тексте вопросов федеральных конституционных законов. Круг этих вопросов довольно ограничен, а их перечень является исчерпывающим, закрытым. В переводе на язык практики это означает, что по всем другим вопросам принятие федеральных конституционных законов исключается.

Среди вопросов, по которым предусматривается издание федеральных конституционных законов, выделяются вопросы, касающиеся субъектов РФ (изменение их конституционного статуса, установление порядка принятия новых субъектов и образования в составе РФ новых субъектов); государственного флага, герба и гимна Российской Федерации – их описания и порядка официального использования (ст. 70, п. 1); порядка назначения и проведения референдума (ст. 84 п.в); режима военного положения (ст. 87, п. 3); обстоятельств и порядка введения на территории РФ или отдельных её местностях чрезвычайного положения (ст. 88); порядка деятельности правительства РФ (ст. 114, п. 2); полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128, п. 3).

В-пятых, действующая Конституция России, будучи основополагающим юридическим актом, в отличие от других законов и подзаконных актов, имеет многоцелевой характер. В наиболее концентрированном виде важнейшие цели, преследуемые Конституцией, представлены и зафиксированы в её преамбуле. Это: сохранение исторически сложившегося государственного единства России; «возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости её демократических основ»; утверждение прав и свобод человека, а также гражданского мира и согласия; обеспечение благополучия и процветания России.

Данные цели пронизывают всё содержание Конституции и лежат в основе всех её глав и разделов, а также всех конституционных норм. В соответствии с этими целями определяются основные направления деятельности российского государства, формулируются его главные задачи, направленные на их реализацию.

В-шестых, Конституция России, будучи многогранным и многоаспектным документом, имеет многофункциональный характер. Это обусловлено, прежде всего, тем, что она по своей природе и назначению является не только чисто юридическим, но и политическим, идеологическим, социальным и экономическим актом. В силу этого в повседневной государственной и общественной жизнедеятельности она выполняет не только сугубо юридические функции, выступая в качестве основы правовой системы, правопорядка в стране и системы законодательства и (как правовой акт прямого действия) непосредственно регулируя общественные отношения, но и иные функции – экономические, политические, социальные, идеологические.

Кроме того, как отмечается в юридической литературе, Конституция РФ выполняет также «организаторскую функцию». Суть последней заключается в том, что Конституция «не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового Основного закона» (Авакьян С.А., Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997).

Наряду с названными чертами и особенностями Конституция России выделяется также рядом других отличительных признаков. Среди них можно назвать её «пропрезидентский» характер, имея в виду тот факт, что действующая Конституция, в отличие от конституций других государств, наделяет главу государства – Президента чрезмерными полномочиями; её отчасти формальный характер (т.е. частичный разрыв между конституционной теорией и повседневной жизнью, практикой, в частности между конституционными декларациями о современном российском государстве как правовом и социальном государстве, с одной стороны, и реальным положением дел в государственном строительстве, с другой) и т.п.

Многоцелевой и многофункциональный характер Конституции России в значительной мере предопределяет её структурную композицию. В структурном отношении действующая Конституция РФ довольно традицион-на. Кроме преамбулы Конституция состоит из 2 разделов, 9 глав и 137 статей, большинство из которых подразделяется на отдельные составные части, или «пункты».

Первый раздел Конституции не имеет названия. Второй раздел обозначается как «Заключительные и переходные положения». В нём указывается время вступления в силу новой Конституции РФ – «со дня официального её опубликования по результатам всенародного голосования», говорится об одновременном прекращении действия прежней Конституции, «принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями»; устанавливается приоритет вновь принятой Конституции по отношению к «законам и другим правовым актам, действовавшим на территории Российской Федерации» до её принятия, определяется порядок деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов на переходный период «со дня вступления в силу настоящей Конституции».

Наименования глав действующей Конституции РФ полностью соответствуют их содержанию: Основы конституционного строя (гл. 1), Права и свободы человека и гражданина (гл. 2), Федеративное устройство (гл. 3), Президент Российской Федерации (гл. 4), Федеральное собрание (гл. 5), Правительство Российской Федерации (гл. 6), Судебная власть (гл. 7), Местное самоуправление (гл. 8), Конституционные поправки и пересмотр Конституции (гл. 9).

Конституция РФ отличается весьма сложным порядком принятия конституционных поправок, а также пересмотра текста самой Конституции. Этот порядок устанавливается и закрепляется в главе 9 (ст. 134–137) и преследует двойную цель. Она заключается, с одной стороны, в обеспечении стабильности существующего в стране государственного и общественного строя, а с другой – в поддержании его динамичного развития под воздействием постоянно изменяющейся экономической, социальной и иной среды.

Правом на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, согласно статье 134, пользуются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также «группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы».

Все положения, содержащиеся в главе 9 относительно порядка изменения Конституции, теоретически и практически можно подразделить на три значительно отличающиеся друг от друга группы, или части.

Первая часть касается пересмотра положений главы 1 – Основы конституционного строя, главы 2 – Права и свободы человека и гражданина и главы 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Согласно статье 135 положения этих глав не могут быть пересмотрены традиционным и наиболее распространённым в настоящее время в мире парламентским путём. Данная статья устанавливает, что положения этих глав «не могут быть пересмотрены Федеральным собранием».

В случае необходимости пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ «в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание» (ст. 135, п. 2). Роль российского парламента – Федерального собрания при этом сводится лишь к поддержке или, наоборот, не поддержке пересмотра положений рассматриваемых глав и, соответственно, – созыва или, наоборот, не созыва Конституционного собрания. Для созыва последнего требуется поддержка предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9

Конституции РФ не менее тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы.

В силу того, что главы 1, 2 и 9 считаются основополагающими для действующей Конституции в том виде, в каком они существуют, то согласно статье 135 (п. 2) Конституционное собрание «либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации». Последний принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование – референдум.

При проведении референдума в нём должно принять участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Новая Конституция РФ будет считаться принятой, если в её поддержку выскажется более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Говоря об использовании референдума как способа принятия Конституции или любого иного закона, следует иметь в виду, что этот способ в данных и подобных им случаях, при всей его внешней демократичности, является весьма некорректным. По своей природе и характеру референдум, будучи одной из форм непосредственной демократии, предназначен для решения только таких вопросов, которые, во-первых, до конца понятны всем участвующим во всенародном голосовании, а не только относительно узкому кругу специалистов, а во-вторых,– таких вопросов, на которые можно дать однозначный и к тому же исчерпывающий ответ в форме «да» или «нет».

Вторая часть положений главы 9 Конституции РФ относительно порядка принятия конституционных поправок и пересмотра самой Конституции касается всех остальных глав (гл. 3– 8) и содержащихся в них статей, кроме статьи 65, главы 3 «Федеративное устройство». Согласно статье 136 все поправки к главам 3–8 Конституции РФ «принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона». Однако они вступают в силу лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Порядок принятия федерального конституционного закона и, соответственно, поправок к главам 3–8, определяется самой Конституцией. Для их принятия требуется поддержка (одобрение) большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной 433 думы. Все поправки к главам 3–8 Конституции РФ должны оформляться и приниматься в виде особых федеральных законов. Такое требование содержится в постановлении Конституционного суда РФ от 31.10.1995 по делу, касающемуся толкования статьи 136 Конституции РФ.

Процедура одобрения поправок к главам 3–8, принятых палатами Федерального собрания и оформленных в виде особого федерального закона, на уровне субъектов РФ устанавливается их конституциями (уставами) и регламентами их законодательных (представительных) органов.

Наконец, третья часть положений главы 9 Конституции РФ относительно порядка принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции касается изменения статьи 65. Согласно статье 137 (п. 1) Конституции РФ изменения в статью 65, «определяющую состав Российской Федерации», вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта РФ, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Статья 137 (п. 2) предусматривает также, что в случае изменения наименования субъекта РФ новое его наименование «подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации». Согласно постановлению Конституционного суда от 28.11.1995 по делу о толковании статьи 137 (п. 2) такое «включение» осуществляется с помощью Указа Президента РФ на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации.