Религиозные организации

Общие сведения о стране

Природа

Население

История России

Государственный строй

Президент РФ

Военная организация Российской Федерации

Современные политические партии и политическая элита РФ

Религиозные организации

Экономика

Состояние окружающей среды и охрана природы

Наука

Образование

Издательское дело. СМИ

Телевизионное и радиовещание

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Туризм и рекреация

Социальный блок

Культура

Регионы России – субъекты Федерации

Библиография

Научная элита России

В России существует ок. 70 конфессий, религиозных организаций и течений.

Приняв в кон. 10 в. византийский вариант христианства, Русь восприняла и идею подчинённости церкви светским властям, которая легла в основу государственно-церковных отношений. Тенденции к централизации власти в целях укрепления государственности сопровождались созданием единой церковной структуры. Борьба с ересями, связанными с различным толкованием христианского вероучения, велась православной церковью при поддержке светских властей. Укрепление монархии при Иване IV (16 в.) повлекло за собой усиление и церковной централизации. При этом был усилен приоритет государственной власти, церкви же вменялась охрана «правой веры» и борьба с еретическими и антиклерикальными движениями. Дихотомия «священства» и «царства» была поставлена во главу угла в период царствования Алексея Михайловича (17 в.). Главенство государственной власти и статус православия как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649. Борьба между светской и церковной властью, приведшая к расколу, была проиграна церковью и дала основание царю «взять контроль» над ней в целях защиты «правой веры».

Эта тенденция подчинения церкви светской власти нашла дальнейшее отражение в деятельности Петра I, который вообще упразднил патриаршество, полностью подчинив церковь государству. Церковь была лишена самостоятельности и стала одним из учреждений государственного управления, царь признавался верховным правителем церкви, которой он руководил через Синод, возглавляемый царским чиновником– обер-прокурором.

Согласно «Своду законов Российской империи» все религии на территории страны делились на три группы: государственную (православное исповедание), терпимые (католицизм, протестантизм, армянская церковь, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые («секты»: духоборцы, молокане, скопцы, иконоборцы, иудействующие). Внеисповедное состояние государством не признавалось. Переход из православия в другую веру или подстрекательство к подобному шагу, распространение ересей и расколов считались особыми видами преступлений, наказания за которые были ужесточены в кон. 19 в. в связи с распространением протестантизма и других «сектантских» объединений.

В нач. 20 в. правительство пошло на некоторые уступки в сфере религиозной политики. Высочайший манифест от 26.2.1903 содержал обещание даровать свободу вероисповеданий, а указ «О предначертании и усовершенствовании государственного порядка» от 12.10.1904 предписывал принять меры к устранению «религиозных стеснений». В манифесте «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17.10.1905 также были обещаны гражданские свободы, включая свободу совести.

В опубликованном после Февральской революции 1917 программном документе Временного правительства «Обращение к гражданам» (от 7 марта) объявлялось об отмене «вероисповедных ограничений». 20 июня было принято постановление Временного правительства о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного образования, а 14 июля– постановление «О свободе совести», в котором под «свободой совести» понималась веротерпимость. При этом положение Православной церкви оставалось господствующим на том основании, что православие является религией значительного большинства населения страны.

Первые декреты советской власти коренным образом изменили положение Православной церкви и других религиозных организаций, национализировав все монастырские и церковные земли (декрет «О земле» от 26 октября 1917), отменив все национально-религиозные привилегии и ограничения («Декларация прав народов России» от 2.11.1917), переведя все учебные заведения в ведение Комиссариата по народному просвещению (постановление СНК от 11.12.1917), передав регистрацию актов гражданского состояния государственным органам и лишив церковный брак юридической силы (декреты ВЦИК и СНК «О расторжении брака» от 16.12.1917 и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917). В янв. 1918 были упразднены ведомства придворного духовенства, управление духовного ведомства армии, прекращена выдача государственных средств на содержание храмов и духовенства. Обобщающим документом советской власти в области религиозной политики явился декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (от 23.1.1918). Согласно этому декрету каждый гражданин имел право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Запрещалось ущемлять свободу совести и устанавливать какие-либо привилегии на основании вероисповедного выбора граждан. Указание на религиозную принадлежность устранялось из официальных документов. Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние формы союза церкви и государства. Школа отделялась от церкви, вводилась государственная система светского образования. Эти положения нашли отражение в Конституции РСФСР, принятой 10.7.1918.

В 1920–30-е гг. шёл процесс ограничения сферы деятельности религиозных организаций, которая по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929, сводилась к единственной функции– удовлетворению религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. Конституция 1936 запретила религиозную пропаганду, оставив за верующими лишь право на «свободу отправления религиозных культов».

Определённые изменения в государственно-церковных отношениях наметились лишь в годы Великой Отечественной войны. В 1943 в Русской православной церкви было вновь восстановлено патриаршество. Был создан Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР. В авг. 1945 религиозные организации получили статус юридического лица, им были разрешены аренда, строительство, покупка собственности для церковных нужд– домов, транспорта, утвари. Однако к 1961 процесс «потепления» государственно-церковных отношений приостановился. Количество религиозных организаций сократилось с 29 459 в 1948 до 16 050 в 1961 и до 11 749 в 1971.

Новый виток улучшения государственно-церковных отношений наблюдался в средине 70-х гг. В 1975–77 в РСФСР и других союзных республиках были приняты законодательные акты, расширявшие возможности религиозных организаций в удовлетворении религиозных потребностей верующих. Конституция СССР 1977 подтверждала принцип отделения церкви от государства и школы– от церкви. В ней говорилось: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается» (статья 52).

В сер. 1980-х гг. начался процесс коренного изменения в государственно-церковных отношениях: начали сниматься ограничения на деятельность религиозных организаций, происходило активное включение религиозных объединений в общественную жизнь страны, заметно возросло количество верующих. 1.10.1990 Верховный совет СССР принял закон «О свободе совести и религиозных организациях», 25 окт. того же года закон «О свободе вероисповеданий» был принят Верховным cоветом РСФСР. Эти законы существенно расширяли права и свободы в области религиозных отношений.

Принципиально иной характер носят отношения государства и церкви в современной России. Согласно Конституции, принятой в 1993, Российская Федерация является светским государством, ни одна из религий не устанавливается в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Граждане равны в своих правах и свободах, независимо от отношения к религии. Любые формы ограничений прав по этому признаку запрещаются. Каждому гражданину гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Запрещены агитация и пропаганда религиозной ненависти и вражды, а также религиозного превосходства.

Конституционные нормы получили дальнейшее развитие в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», принятом Государственной думой 19.9.1997, который подтверждает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждениям. Закон призван содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. В законе сформулированы основные принципы, согласно которым в России гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания (гл. 1), раскрывается содержание таких понятий, как религиозное объединение, группа, организации. Их права, обязанности, условия формирования, порядок государственной регистрации или отказа в ней, основания для ликвидации и запрета их деятельности в случае нарушения ими законодательства (гл. 2), содержится перечень прав религиозных организаций и определяются условия их деятельности (гл. 3), регламентируется порядок осуществления надзора и контроля за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также ответственность за его нарушение (гл. 4).

Исходя из светского характера государства, закон одновременно провозглашает принцип уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, но при этом подчеркивает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Крупнейшей религиозной организацией Российской Федерации является Русская православная церковь. Православие, принятое в 988–98, стало на Руси государственной религией, хотя ещё долгое время оно сосуществовало с языческими верованиями. В кон. 10 в. православная церковь на Руси получила статус митрополии Константинопольского патриархата (с кафедрой в Киеве). В 1299 митрополичья кафедра была перенесена из Киева во Владимир, а в 1325– в Москву, ставшую общерусским церковным центром. В 1448 провозглашена автокефалия (независимость) Русской православной церкви. В 1589 учреждено патриаршество. Церковная реформа, предпринятая патриархом Никоном в сер. 17 в., привела к расколу Русской православной церкви на сторонников «старой веры» (старообрядцев) и тех, кто поддержал реформы. В нач. 18 в. 471 Пётр I под влиянием западноевропейских идей, в частности конгрегационалистского принципа устройства протестантских церквей, упразднил институт патриаршества, учредив в 1721 государственный коллегиальный орган управления церковью– Святейший правительствующий синод во главе с обер-прокурором. Манифестом императора Павла I (1797) главой церкви объявлен император. Восстановление патриаршества произошло лишь после падения монархии, на основании решения Поместного собора Русской православной церкви (нояб. 1917).

После революции 1917 советское правительство приняло декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23.1.1918), в соответствии с которым церковь была лишена прав юридического лица и собственности, отделена от государства и от школы, религия признана частным делом граждан. Большая часть иерархов и духовенства, находившихся в период Гражданской войны на территориях, контролируемых Белой армией, после её поражения эмигрировала и создала Русскую православную церковь за границей. В 1925 местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), который в 1927 выступил с декларацией, допускающей возможность одновременно быть православным христианином и гражданином СССР. Зарубежный (Карловацкий) Синод отверг декларацию и окончательно прервал отношения с церковным управлением в России. Частью духовенства в СССР действия Сергия были расценены как предательство церкви и верующих, и создана подпольная Истинно православная церковь. Несмотря на высказанную Сергием лояльность властям, в СССР шло насильственное закрытие церквей и монастырей, проводились аресты духовенства. Тем не менее в годы Великой Отечественной войны 1941–45 церковь заняла патриотическую позицию, организовав сбор денежных средств в фонд обороны. 4.9.1943 состоялась встреча председателя Совета министров СССР И.В. Сталина с митрополитами Сергием, Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). 8.9.1943 Архиерейский собор избрал митрополита Сергия патриархом. Началось открытие монастырей и храмов (к 1958 их было уже 13 414), духовных учебных заведений, в 1945 образован Издательский отдел Московской патриархии, в 1946– Отдел внешних церковных сношений. В кон. 1950-х гг. началась очередная волна гонений на церковь; в этот период количество зарегистрированных православных общин сократилось почти вдвое. В 1965–85 государственно-церковные отношения характеризовались как относительно стабильные. С кон. 1970-х гг. наметился рост числа священнослужителей, хотя и имела место тенденция к медленному сокращению количества действующих храмов, особенно в сельской местности.

В кон. 1980-х гг. произошёл коренной перелом во взаимоотношениях церкви и государства. В 1988 на Поместном соборе принят Устав об управлении Русской православной церкви. В соответствии с уставом высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор, Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями (каждый в пределах своей компетенции). Поместный собор избирает Патриарха, а также решает все вопросы внутренней и внешней деятельности церкви.

Сан Патриарха является пожизненным. Кандидатом на избрание в Патриархи может быть только архиерей Русской православной церкви, гражданин Российской Федерации, достигший 40 лет. В случае невозможности исполнения Патриархом своих функций Священный синод избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего престола. В июне 1990 Патриархом Московским и всея Руси избран Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер, р. 1929).

Рис. Мемориальный храм Георгия Победоносца в комплексе парка Победы в Москве. 1994–95

Архиерейский собор подотчётен Поместному собору; на нём также решаются вопросы внутренней и внешней деятельности церкви и организационные вопросы– создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, духовных школ. Архиерейский собор является судом последней инстанции при разногласиях между архиереями. Священный синод состоит из председателя– Патриарха (в случае отсутствия Патриарха– Местоблюстителя Патриаршего престола), пяти постоянных и шести временных членов– епархиальных архиереев. Постоянными членами являются митрополиты Киевский и всея Украины, Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси, Санкт-Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский, а также (по должности)– председатель Отдела внешних церковных сношений. Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа епархиальных архиереев в порядке очередности. Заседания Синода, как правило, являются закрытыми. Синодальные учреждения ведают отдельными сферами общественных дел. Они создаются (упраздняются) по решению Поместного или Архиерейского соборов Священным синодом, координируют деятельность аналогичных им учреждений в епархиях и экзархатах. В настоящее время синодальными учреждениями являются: Управление делами Московской патриархии с входящими в него канцеляриями Патриарха и Синода, Синодальной библиотекой, Архивом. Отдел внешних церковных сношений осуществляет связи с зарубежными учреждениями Русской православной церкви, другими православными и неправославными церквями, экуменическими организациями, нехристианскими религиозными объединениями, общественными организациями в России и за рубежом. Отдел по религиозному образованию и катехизации содействует епархиям в создании системы православного религиозного образования детей и взрослых, организует подготовку кадров катехизаторов для осуществления начального религиозного просвещения, ведет издательскую деятельность. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению организует помощь беженцам и вынужденным переселенцам, жертвам стихийных бедствий, создает благотворительные учреждения, координирует работу по социальному служению в епархиях. Миссионерский отдел координирует миссионерскую деятельность епархий, монастырей и других церковных учреждений, способствует созданию миссионерских структур в епархиях, приходах, монастырях, разрабатывает богословские и методические пособия. Отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями координирует работу, направленную на социальную поддержку ветеранов войны и труда в Вооружённых силах, семей погибших военнослужащих, организует пастырские посещения священнослужителями православных верующих в воинских частях, а также лиц, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях. Издательский совет Московского патриархата включает в себя представителей синодальных отделов, духовных школ, церковных издательств и других учреждений церкви, координирует их издательскую деятельность. Учебный комитет координирует учебную деятельность духовных школ (академий, семинарий, училищ). Синодальная комиссия по делам монастырей решает вопросы обустройства вновь открываемых обителей, комплектования их насельниками, организации иноческой жизни, хозяйственной, благотворительной и миссионерской деятельности. Синодальная комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам руководит производством предметов культа и обеспечением ими учреждений церкви; координирует работу по восстановлению храмов и других церковных сооружений. Структурно Русская православная церковь разделяется на епархии– местные церковно-административные единицы, возглавляемые архиереями и состоящие из приходов (приходских общин), объединённых в благочиния, а также находящихся на данной территории монастырей. Границы епархий определяются с учётом административно-территориального деления Российской Федерации. Органами епархиального управления являются Епархиальные собрания и Епархиальный совет. Приходы Московского патриархата– объединения православных верующих– функционируют в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом об управлении Русской православной церкви. Приходская община состоит из клира и мирян, объединённых при храме. Руководит приходской общиной настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем. Органами приходского управления являются Приходское собрание и Приходской совет.

С кон. 1880-х до кон. 90-х гг. количество приходов Русской православной церкви возросло с 6,9 тыс. до 19 тыс., монастырей– с 21 до 478. Действуют 5 духовных академий, 26 духовных семинарий и 29 духовных училищ, а также воскресные школы; открыты Свято-Тихоновский богословский институт и Православный университет. Работает 160 православных библиотек. Издаётся «Журнал Московской патриархии» и другие печатные издания.

В сер. 17 в. в результате раскола в Русской православной церкви возникло старообрядчество. Его приверженцы отказались принять церковные реформы патриарха Никона. В кон. 17– нач. 18 в. старообрядчество разделилось на два основных толка– поповцы и беспоповцы, внутри которых выделился ряд согласий.

Белокриницкое согласие (Русская православная старообрядческая церковь) оформилось в 1846 после официального присоединения к беглопоповщине Боснийского митрополита Амвросия. Это произошло в монастыре с. Белая Криница (Австро-Венгрия; ныне Черновицкая обл. Украины). В 1853 на Рогожском кладбище в Москве учреждена арихиепископия Московская и всея Руси; в 1988 архиепископия преобразована в самостоятельную митрополию (объединяет общины поповцев на территории бывшего СССР). Общины поповцев в других странах мира относятся к Белокриницкой митрополии, расположенной на территории Румынии (г. Бра-ила). В юрисдикции Московской митрополии находятся 7 епархий (Московская, Киевская и Украинская, Клинцовская и Новозыбковская, Донская и Кавказская, Кишинёвская и Молдавская, Костромская и Ярославская, Енисейская и Сибирская); более 150 приходов, 4 монастыря (в т.ч. Николо-Улейминский женский монастырь, (Углический р-н Ярославской обл.). Глава церкви– митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев).

Другое согласие поповцев– Древлеправославная старообрядческая церковь, или беглопоповцы, члены которой не признали Белокриницкую иерархию и принимали священников, «перебегавших» от Русской православной церкви. Насчитывает ок. 80 приходов в Волжско-Уральском регионе, Москве и Московской обл., в Брянской обл., а также в Гомельской обл. Белоруссии. В Забайкалье имеется два монастыря.

Существуют также крайне малочисленные общины приверженцев единоверия (сохраняют старые обряды, но признают главенство Патриарха Московского и всея Руси).

Беспоповцы отвергают священство, практикуют только два таинства– крещение и покаяние (исповедь), которые совершают специально избранные и благословленные миряне, получившие название наставников. Беспоповцы делятся на множество согласий: даниловцы или поморцы, федосеевцы, филипповцы, странники, рябиновцы, спасовцы и др.

В кон. 17– 18 в. из православия выделилось духовное христианство, объединившее в себе несколько течений: христововеры, духоборцы, духовные христиане-молокане. Духовные христиане преследовались и выселялись на Кавказ или в Сибирь; часть их эмигрировала в США, Канаду, Австралию, Латинскую Америку. В 1990-е гг. образованы Религиозное объединение духоборцев России и Союз общин духовных христиан-молокан. Их общины находятся в Краснодарском и Ставропольском краях, Тульской и Ростовской областях, а также в Москве.

По вероучению к духовным христианам близки Евангельские христиане-трезвенники– направление, возникшее в кон. 19 в. в среде городского населения. Евангельские христиане-трезвенники призывают к отказу от употребления алкоголя, считая его главной причиной зла, а средством спасения– трезвость. Борьба с пьянством и другими пороками, по их мнению, ведёт к нравственному самоусовершенствованию. Члены этого религиозного направления признают «особую благодатную силу» своих «пророков» (руководителей). Широко практикуются «чудесные исцеления». В рамках направления евангельских христиан-трезвенников существует ряд религиозных групп, которые получили свои названия по фамилиям их руководителей: чуриковцы, колосковцы, григорьевцы, анисимовцы, мироновцы и др. Наиболее влиятельной была группа последователей Ивана Чурикова, действовавшая в Москве, С.-Петербурге и прилегающих к ним регионах. В советский период религиозное направление евангельских христиан-трезвенников практически не существовало. В настоящее время оно возродилось, хотя остаётся весьма малочисленным (одна община евангельских христиан-трезвенников и три общины евангельских христиан-трезвенников– чуриковцев).

В 1920-е гг. возникла Истинно православная церковь (ИПЦ), приверженцы которой не признавали советскую власть, но не желали эмигрировать. Был образован «параллельный Синод» под руководством архиепископа Феодора (Подзиевского), в 1927 произошло окончательное размежевание ИПЦ с Русской православной церковью. Церковь включает несколько направлений, в т.ч. Геннадьевскую ветвь (юрисдикция Российской православной свободной церкви); Катакомбную церковь истинно православных христиан (юрисдикция архиепископа Афинского); юрисдикцию Украинской православной церкви Киевского патриархата и др.

Русская православная церковь за границей создана представителями церковной эмиграции в 1921. В настоящее время имеет около 350 приходов более чем в 30 странах мира, в т.ч. несколько приходов в России. Официально не признана ни одной 474 из автокефальных православных церквей.

В кон. 1980-х– нач. 1990-х гг. в результате выхода из юрисдикции Московского патриархата некоторых священнослужителей и общин верующих из-за разногласий в вопросе понимания развития церкви в новых социальных условиях возникла Российская православная свободная церковь (позднее переименована в Российскую православную автономную церковь). В настоящее время церковь имеет ок. 150 приходов, управляемых епископами. Руководящий орган– Всероссийское временное церковное управление.

Российская православная кафолическая церковь образовалась в 1993. В основе её учения лежит факт непризнания разделения христианства в 1054 на католицизм и православие. В настоящее время церковь имеет два прихода: во имя Двенадцати Апостолов и во имя св. Софии, Премудрости Божией (в Москве), а также общину в г. Климовск Московской обл. Руководящий орган– Синод, состоящий из пяти человек.

Католицизм в России имеет давнюю традицию и к нач. 20 в. насчитывал св. 10 млн приверженцев, более 5 тыс. церквей и часовен, в которых служило 4,3 тыс. священников, 8 мужских и 16 женских католических монастырей. К 1989–90 в СССР было два руководящих католических центра– в Литве и Латвии. В настоящее время руководство деятельностью российских католиков осуществляют администратор для католиков европейской части России (резиденция в Москве) и апостольский администратор католиков азиатской части России (резиденция в Новосибирске). С дек. 1990 действует католическое информационное агентство «Истина и жизнь»; выходит ежемесячный журнал «Истина и жизнь» (на русском языке). В настоящее время в России имеются три духовных католических учебных заведения, в т.ч. колледж католической теологии им. Фомы Аквинского, начавший работу в нояб. 1991.

Союз (уния) католической церкви с различными христианскими церковными организациями на условиях признания ими религиозного главенства Папы Римского и католической догматики при сохранении традиционного религиозного культа и использовании местного языка для богослужения получил название униатство. Таковы униатские церкви греческого, армянского, коптского, маронитского и других обрядов. В 1596–1946 на Украине и в Белоруссии существовала грекокатолическая церковь, возникшая в результате Брестской церковной унии. В 1946 Собор униатского духовенства во Львове принял решение о ликвидации Брестской церковной унии и переходе всех бывших униатских приходов в состав Русской православной церкви. Ватикан не признал данное решение правомерным. В последнее десятилетие 20 в. грекокатолическая церковь восстановлена. Только в России насчитывается 268 приходов и одно образовательное учреждение. Грекокатолическая церковь находится в состоянии конфликта с Русской православной церковью, что с особой силой проявляется в западных регионах Украины.

Протестантизм в России представлен множеством направлений, среди которых значительное место занимают лютеранство, кальвинизм, англиканство, а также более поздние ответвления (баптизм и евангельское христианство, методизм, адвентизм, пятидесятничество, меннонитство др.). К нач. 20 в. в Российской империи функционировало ок. 200 лютеранских храмов, насчитывалось св. 1,1 млн верующих. В настоящее время в России существуют четыре лютеранские церкви.

Евангелическо-лютеранская церковь строится по принципу: церковь, епархии, пробства, общины (приходы). Высший орган– Генеральный синод, исполнительная власть принадлежит Евангелическо-лютеранской консистории. В С.-Петербурге работает Теологическая семинария. Издаются журналы «Вестник» и «Наша Церковь».

Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (Ингерманландская евангелическо-лютеранская церковь) близка скандинавской традиции лютеранства; богослужение ведётся на финском и русском языках. Приходы имеются в С.-Петербурге, Москве, Карелии, Ленинградской обл., Нижнем Новгороде, Саранске, Йошкар-Оле, Красноярске, Борисоглебске. Руководящий орган– Синод, состоящий из духовенства и мирян; созывается один раз в год. В период между заседаниями Синода церковью руководит Синодальный совет. Имеется духовная семинария в Колтушах (Ленинградская обл.). Издаётся журнал «Церковь Ингрии».

Единая евангелическо-люте-ранская церковь в 1990-е гг. имела более тридцати общин в Москве, С.-Петербурге, Калининграде, Саратовской, Ростовской и Ульяновской областях, Приморском крае, Башкортостане, Удмуртии. К 2202 подавляющее большинство членов церкви её покинуло и перешло в Евангелическо-лютеранскую церковь России.

Крайне малочисленна и Евангелическая российская церковь.

Кальвинизм в России представлен евангелическо-реформатскими и пресвитерианскими церквами. До 1917 общины реформатов в России существовали в Москве, С.-Петербурге (Петрограде), северо- и юго-западных регионах. В 1991 воссоздана реформатская церковь– Союз евангелическо-реформатских церквей России. Руководящие органы– Синод и Консистория.

В 1990-х гг. получило распространение в России пресвитерианство. Церковной общиной управляет пресвитерианский совет– Консистория, которая избирает своего руководителя (пастора) из числа верующих или приглашает со стороны.

Первые приверженцы англиканской церкви появились в России в 16 в. В 1827 в Москве была построена англиканская часовня, а в 1884 на её месте– храм Св. Андрея (в 1991 возвращён верующим). Англиканская церковь России входит в англиканскую епархию «Гибралтар в Европе».

С сер. 19 в. в России получили распространение баптизм и евангельское христианство. В 1884 создан Союз русских баптистов. К 1912 в Российской империи насчитывалось ок. 115 тыс. баптистов и ок. 312 тыс. евангельских христиан, к 1927– ок. 500 тыс. Федеративный союз баптистов в 1928 распущен, а его руководители, как и многие рядовые верующие, арестованы. В 1943–44 деятельность баптистов и евангельских христиан была вновь разрешена. В силу близости их вероучений они объединились в Союз евангельских христиан-баптистов. В 1945–47 к нему присоединились некоторые направления пятидесятников, а в 1963– братские меннониты. Для руководства Союзом создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов. В 1961 из Союза выделилась группа верующих, впоследствии создавшая Совет церквей евангельских христиан-баптистов, который до 1988 находился на нелегальном положении. Ряд его членов не считают необходимой государственную регистрацию. Те, кто счёл необходимым зарегистрироваться, создали девять межрегиональных миссий с правом юридического лица. Союз евангельских христиан-баптистов объединяет 1100 поместных церквей (общин) и является самым крупным протестантским образованием в России. Высший орган управления– съезд. Руководство осуществляет Совет союза, в который входят старшие пресвитеры региональных объединений. Союз евангельских христиан-баптистов Российской Федерации входит в Федерацию Союзов евангельских христиан-баптистов СНГ, Европейскую баптистскую федерацию и Всемирный союз баптистов. В основе организационной структуры– поместная церковь (община), которой руководит пресвитер. Работу пресвитеров поместных церквей координируют пресвитеры региональных объединений. Пресвитеры и диаконы избираются верующими на собраниях поместных церквей и представляют ежегодный отчёт о проделанной работе. Старшие пресвитеры избираются на совещании служителей региона на 4 года. В 1992 учреждён Союз церквей евангельских христиан. Руководство крупными общинами осуществляют епископы, им помогают пасторы, диаконы и диаконисы. Российский центр евангельских христиан-баптистов и евангельских христиан насчитывает 17 поместных церквей (8– евангельских христиан-баптистов и 9– евангельских христиан). Руководство осуществляет Координационный совет, избираемый на один год, и директор, избираемый на 3 года. Один раз в 4 года проводятся пастырские конференции. На базе Центра образована Российская ассоциация независимых евангельских церквей. С 1996 издаётся ежемесячная газета «Утренняя звезда».

Методизм, существовавший в России вплоть до 1924, получил «второе рождение» в 1990. Большинство из существующих ныне на территории России методистских религиозных объединений входят в Российскую объединённую методистскую церковь, которая, в свою очередь, является членом Северо-Европейской конференции (наряду с церквями Балтии и Скандинавии). В каждой общине имеется поместный пастор. Он не рукоположен, но благословлён на служение епископом. Среди пасторов есть женщины. Имеются учебные заведения, в частности Методистская теологическая семинария в Екатеринбурге. Издаётся газета «Светоч методизма».

Адвентизм появился в России в нач. 1880-х гг. и получил распространение в Крыму, Поволжье, на Северном Кавказе и Южной Украине. Первая русская община Христиан-адвентистов седьмого дня возникла в 1890 в Ставрополе. К 1917 в России насчитывалось около 7 тыс. адвентистов. К концу 1930-х гг. адвентистских общин фактически не осталось, в 1945–46 зарегистрировано несколько десятков общин, образовавших Всесоюзный совет христиан-адвентистов седьмого дня (закрыт в 1960). В 1981 общины на территории РСФСР объединились. В 1990 прошёл съезд Церквей христиан-адвентистов седьмого дня в России, на котором был принят устав Российского униона (союза), входящего в Евро-Азиатский дивизион. В настоящее время в России действуют два Союза церкви христиан-адвентистов седьмого дня: Западно-российский (с центром в Москве) и Восточно-российский (с центром в Иркутске). В рамках Союзов существуют объединения поместных церквей– Региональные союзы (местные конференции), в которые добровольно входят общины верующих– поместные церкви. Деятельностью поместной церкви руководит Совет церкви, председателем которого является пастор или пресвитер. В числе учебных заведений– Духовная академия в пос. Заокский Тульской области.

В некоторых регионах России существуют немногочисленные общины адвентистов-реформистов (они отказываются от государственной регистрации). Это направление выделилось в 1920-е гг., а в 1929 создан национальный центр «Российское поле адвентистов седьмого дня реформистского движения», позднее названный «Всесоюзная церковь верных и свобод- 475 ных адвентистов седьмого дня».

Первая община пятидесятников основана в 1913 в С.-Петербурге. Она получила название «община Евангельских христиан в духе апостольском». В дальнейшем общины появились в Московской, Вятской, Новгородской и других областях (губерниях). Помимо этого в 1920-е гг. основаны общины Христиан евангельской веры. В это же время оформились общины пятидесятников-сионистов. С присоединением в 1939–40 западных регионов Украины и Белоруссии, а также Прибалтики начали распространяться учения Христиан веры евангельской, Евангельских христиан святых апостолов (мурашковцев), субботствующих пятидесятников. В 1945 часть общин христиан евангельской веры и христиан веры евангельской присоединились к Союзу евангельских христиан-баптистов, а в 1947 это сделала часть евангельских христиан в духе апостольском. В 1990-е гг. христиане веры евангельской вышли из Союза евангельских христиан-баптистов и создали своё объединение. В мае 1990 на съезде был учреждён Союз христиан веры евангельской РСФСР (ныне– Российской Федерации). В 1991 создан Объединённый союз христиан веры евангельской– пятидесятников, в который вошли Союзы христиан веры евангельской России и других стран СНГ и Балтии. В июне 1991 он получил название Объединённый евразийский союз христиан веры евангельской. Ныне он входит в Европейский комитет пятидесятнического движения, имеет 36 региональных объединений, охватывающих все субъекты Российской Федерации. Руководит Союзом старший епископ. Во главе поместной церкви стоит пресвитер. Помимо него работу в общине ведут диаконы, евангелисты-благовестники, учителя воскресных школ. Региональные объединения возглавляют епископы, старшие пресвитеры, избираемые собраниями пресвитеров поместных церквей. Высший орган управления– съезд, на котором избирается Совет союза, председатель и заместитель председателя Союза. Постоянно действующим рабочим органом является президиум совета. Председатель Союза– епископ церквей христиан веры евангельской. Имеются учебные заведения, в т.ч. Московский, Сибирский (г. Иркутск) и Карельский (г. Сортовала) библейские теологические институты.

Церкви Полного Евангелия основывают своё вероучение на теологической концепции церкви пятидесятников, требующей от каждого верующего повторения в какой-то момент своей жизни жизненного пути Иисуса Христа. «Полное Евангелие» включает в себя четыре основных положения: рождение свыше, крещение Святым Духом, исцеление верой (с возложением рук), дотысячелетний приход Христа. В настоящее время в России церкви Полного Евангелия находятся вне Союза христиан веры евангельской– пятидесятников. В России образовано более 15 местных церквей, придерживающихся концепции «Полного Евангелия» (60 общин). В Москве зарегистрировано Межрегиональное объединение церквей Полного Евангелия «Благая Весть».

Объединённая церковь христиан веры евангельской не входит ни в Союз церквей христиан веры евангельской, ни в какие иные, включая международные, организации. Деятельностью поместных церквей руководят пресвитеры, региональных объединений– епископы, старшие пресвитеры. Работой всей церкви руководит Совет епископов во главе с начальствующим епископом.

Церковь евангельских христиан-трезвенников существовала в Москве в нач. 20 в. и активно занималась благотворительной деятельностью. В 1920–30-е гг. она была закрыта и возобновила свою деятельность в 1990-е гг.

Ассоциация христианских миссий не входит в Союз христиан веры евангельской РФ. Она является межрегиональным координирующим центром церквей пятидесятников. Руководящий орган– Совет ассоциации.

Меннонитство проникло в Россию в кон. 18 в. В сер. 19 в. среди меннонитов России произошёл раскол на братских меннонитов и церковных меннонитов. В 1963 часть братских меннонитов вошла в состав Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. В 1990-е гг. большая часть братских и церковных меннонитов эмигрировала в Германию. Оставшиеся в России меннониты примкнули к баптистам. Несмотря на это, в Москве функционирует представительство Меннонитского центрального комитета.

Свидетели Иеговы появились в России в кон.19 в. После 1917 наладилось распространение журнала иеговистов «Сторожевая башня», возникли собрания Исследователей Библии. Затем Свидетели Иеговы были запрещены, подвергались арестам и ссылкам. Возобновление их деятельности приходится на кон. 1980-х гг. В настоящее время Свидетели Иеговы России объединены в филиал, во главе которого находится Комитет. Филиал включает в себя области. Области делятся на районы, районы– на собрания. Каждый район в среднем насчитывает до 20 собраний. Один раз в год проходят областные, два раза в год– районные конгрессы, собрания– три раза в неделю. Проводятся также международные конгрессы. Руководство собраниями на территории области или района осуществляют разъездные надзиратели. Помимо этого имеются старейшины или надзиратели, которым помогают служебные помощники. В зависимости от возложенных обязанностей иеговисты называются подсобными, общими и специальными помощниками. Профессиональных священнослужителей нет. Имеются учебные заведения (школы проповеднического служения). Издаются журналы «Сторожевая башня» и «Пробудись».

Квакеры (Московское религиозное общество друзей) появились в России в 1970-е гг. В настоящее время они крайне малочисленны в России (помимо Московского религиозного общества друзей, насчитывающего ок. 30 членов, имеются квакерские группы в С.-Петербурге и г. Электросталь Московской обл.). Международный центр– Всемирный комитет друзей, находящийся в Великобритании, играет скорее консультативную, чем руководящую роль. Форма богослужения у квакеров– молчаливая молитва, а все организационные вопросы решаются на так называемом Деловом собрании. Для исполнения отдельных обязанностей существуют постоянные или временные комитеты, для координации работы каждого из них избирается свой секретарь. Все решения принимаются только в случае достижения полного согласия присутствующих (голосование как таковое отсутствует).

Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) посещали Россию ещё в нач. 20 в. В 1991 в С.-Петербурге зарегистрировано первое религиозное объединение– Общероссийская религиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов), входящая в европейскую зону и возглавляемая зональным президентом. Президент– Нечипоров Владимир Александрович. Церковная администрация подразделяется на миссии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько общин. В настоящее время миссии функционируют в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове, Воронеже, Самаре и других городах. Имеются учебные заведения (семинарии и институты). Издаётся журнал «Лиахона».

Армянская апостольская церковь в России имеет две епархии с центрами в Москве и Краснодаре. Общины имеются в Москве, С.-Петербурге, Краснодаре, Сочи и других городах. Управление епархиями осуществляют Епархиальные советы и собрания представителей религиозных объединений (общин), которые созываются один раз в год главой епархии. Епархиальные советы избираются собраниями представителей по рекомендации глав епархий. Имеются воскресные школы; некоторые общины издают газеты.

Ислам проник на территорию Южного Дагестана в 7 в. Исламизация народов Северного Кавказа завершилась лишь к кон. 19 в. В Поволжье официальной датой принятия ислама считается 922. Позже ислам распространился среди групп тюркоязычного населения Сибири. В настоящее время в России насчитывается ок. 15–20 млн мусульман. Регионами традиционного распространения ислама в России являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ и Сибирь. Помимо этого мусульмане проживают в Москве, С.-Петербурге и других городах. Руководящими органами в исламе являются Духовные управления мусульман, образованные еще при Екатерине II. Российские мусульмане в своём большинстве являются суннитами (шиизма придерживаются азербайджанцы). Помимо этого на Северном Кавказе имеются сторонники мистического течения в исламе– мюридизма (суфизма). Последователи ваххабизма– наиболее активные на Северном Кавказе, т.н. «борцы за чистый ислам», выступающие против культа святых, принятого в суфизме религиозного обряда зикр и др. В последнее десятилетие происходит возрождение ислама в России: ведётся строительство мечетей (в 2001– св. 4 тыс.), растёт число верующих, совершивших хадж– паломничество в Мекку и Медину. На территории России насчитывается ок. сорока Духовных управлений мусульман. Они созданы по национально-территориальному признаку и нередко находятся в конфликтных отношениях друг с другом. Наиболее влиятельны: Духовное управление мусульман центрально-европейской части России (центр– Москва), Духовное управление мусульман европейской части СНГ и Сибири (центр– Уфа), Духовное управление республики Татарстан (центр Казань), Духовное управление мусульман Дагестана (центр– Махачкала), Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (центр– Уфа). Существует также Совет муфтиев России (создан в июне 1996), объединяющий ряд Духовных управлений мусульман и координирующий их деятельность. При каждой мечети действует коллегиальный орган– собрание, которое избирает религиозную комиссию из трёх человек для решения различных, в т.ч. имущественных, вопросов. Имам мечети назначается муфтием Духовного управления, он является духовным руководителем верующих, отвечает за хозяйственную и финансовую деятельность мечети, хранит у себя печать и все документы. Его помощниками являются наиб-имам (заместитель имама) и казначей. С нач. 1990-х гг. растёт число мусульманских учебных заведений– вузов и медресе. Действуют Московский высший духовный исламский колледж при Духовном управлении мусульман центрально-европейской части России, исламский университет «Аль-Фатых» в Казани, Исламский институт в Махачкале, гимназии, медресе, курсы по изучению основ ислама и арабского языка. Помимо учебных заведений в ряде городов России имеются религиозно-культурные центры. Издаются газеты «Ислам минбаре» («Трибуна ислама»), «Яна Суз» («Новое слово»), «Исламские новости» (с ежемесячным приложением «Свет ислама»), «Путь ислама», «Ислам и общество», «Мусульманская газета» и др.

Рис. Мемориальная мечеть в комплексе парка Победы в Москве. 1995

Буддизм в форме ламаизма в 16 в. проник на территорию современной Бурятии, затем в Туву и в кон. 16 в.– в Калмыкию. Официально признан в России в 1741. Указом императрицы Елизаветы Петровны главе бурятского буддизма присвоен титул Пандидо хамбо лама, узаконены 11 монастырей (дацанов) и 150 лам. В 1853 Сенатом утверждено «Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири». К кон. 19 в. буддизм в России получил достаточно широкое распространение. В Бурятии функционировало 48 дацанов, в Калмыкии– 105 храмов (суме) и дацанов, в Туве– 34 дацана и крупных храмовых комплекса (хурэ). В 1915 буддийский храм построен в С.-Петербурге. В 1922 образовано Центральное духовное управление буддистов с резиденцией в Иволгинском дацане, недалеко от Улан-Удэ. В 1920–30-е гг. ламы подверглись репрессиям, буддийские храмы и монастыри закрыты. В 1947 возобновило деятельность Центральное духовное управление буддистов; начали развиваться международные связи. В настоящее время буддизм распространён в Бурятии, Туве, Калмыкии, Читинской и Иркутской 477 областях. Буддийские общины имеются также в Якутии, на Алтае, в городах– Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Белгороде и других крупных городах. В 1991 создано Объединение буддистов Калмыкии; в 1992 образован Всероссийский центр дальневосточного буддизма махаяны, имеющий статус общероссийской организации буддистов. Действует также Буддийская традиционная сангха (община) России, объединяющая ряд буддийских общин. Многие общины не входят в Сангху, а их члены являются последователями других школ и направлений тибетского буддизма (например, дзен). Буддийские общины в регионах традиционного распространения буддизма существуют, как правило, при дацанах или хурэ. Руководит общиной настоятель дацана (ширетуи), решающий организационные вопросы, касающиеся жизни общины, и совет дацана, состоящий из нескольких человек. В тех регионах, для которых распространение буддизма не является традиционным, руководит общиной, как правило, не монах, а обычный буддист. Все вопросы в этих общинах решаются коллегиально. Буддисты России являются членами Всемирного братства буддистов. Издаются журналы «Путь к себе», «Буддизм в России», «Мандала», «Шамбала», «Будда» и др.

Иудаизм в кон. 1 в. н.э. проник на северное побережье Чёрного моря. В 8–9 вв. он стал государственной религией Хазарского каганата. Иудейские общины существовали и в крупных городах Киевской Руси. Число приверженцев иудаизма выросло в 17–18 вв. в связи с присоединением к России территорий Речи Посполитой. Иудейское общинное самоуправление сложилось в 16 в. Руководящий орган стал– кагал (совет), значительное место в котором играли раввины и даяны (судьи религиозного суда). Раввин, как правило, являлся и главой талмудической школы и попечителем начальной религиозной школы (хедера). В нач. 19 в. в Российской империи проживало ок. 2 млн евреев, исповедующих иудаизм. В 1802 оформилась С.-Петербургская религиозная община. В 1844 в Вильно (Вильнюсе) и Житомире открыты два раввинских училища. В нач. 20 в. в Российской империи проживало св. 5 млн иудеев, большая часть которых исповедовала иудаизм, небольшая часть (ок. 4 тыс. по переписи 1897, по другим данным– ок. 15 тыс.) были караимами (сторонники т.н. неталмудического иудаизма). При Министерстве внутренних дел Российской империи создана Раввинская комиссия, имеющая консультативные функции. В этот период центрами распространения иудаизма становятся наряду с Одессой, Вильно и Варшавой, С.-Петербург и Москва. В советский период большинство представителей иудаистского духовенства подверглись репрессиям. В 1990-е гг. происходит возрождение иудаизма в России. Численность его сторонников составляет ок. 1 млн чел. Созданы Совет еврейских общин СНГ, Конференция раввинов СНГ, Российский еврейский конгресс, Раввинский суд, имеющий право решать вопросы относительно соблюдения иудейских законов. Центры распространения иудаизма– крупные города (главным образом Москва и С.-Петербург). Центральные органы ортодоксального иудаизма– Раввинат и Президиум Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (имеет консультативно-координирующую и представительские функции). Имеются учебные заведения: Еврейские университеты в Москве и С.-Петербурге, средние школы во многих городах России. Издаётся несколько журналов. В нач. 18 в. среди сторонников иудаизма Речи Посполитой появился хасидизм. Хасиды отвергают талмудическую учёность и раввинистическое посредничество в общении с Богом. Идея цадика (праведника, святого) постепенно свелась к наделению этими качествами главы религиозной общины. В дальнейшем хасидизм распался на несколько направлений. В настоящее время в России существует хасидизм любавического направления. В Москве имеются две его синагоги– Хабид Любавич и две иешивы «Томхей Тмимим» (для мужчин) и «Махон Хая Мушка» (для женщин). Реформированный иудаизм возник в нач. 19 в. в Западной Европе. Отвергнув ряд обрядов и идею возвращения евреев в Палестину, реформированный иудаизм с культовой точки зрения приблизился к протестантизму. В современной России последователи этого направления малочисленны; в Москве функционирует общество «Гинейни».

Рис. Дацан близ селения Аршан. Бурятия

В 1970-е гг. в Россию проникли т.н. новые религиозные движения. Среди них выделяют религиозные образования ориенталистской направленности, христиански ориентированные, а также неоязычество и интерконфессиональные религиозные образования. Несмотря на ряд существенных отличий у новых религиозных движений есть и нечто общее: определённый эклектизм вероучения, строгая иерархическая структура; активная миссионерская деятельность; социальное приспособленчество и коммерциализация деятельности.

В основе вероучения организаций ориенталистского толка лежат идеи буддизма, индуизма или других восточных религий. В их числе– Общество сознания Кришны (вайшнавы); появилось в России в 1971, официально зарегистрировано в 1988 (центр– Москва). Российская община Общества насчитывает ок. 100 тыс. членов; 120 храмов и культурно-пропагандистских центров. Помимо вайшнавизма к данному типу могут быть отнесены Трансцендентальная медитация, Агни йога, Тантра-сангха, Ананда марг и ряд других организаций.

Рис. Мемориальная синагога в комплексе парка Победы в Москве. 1998

К числу христиански ориентированных относят религиозные организации, в основе вероучения которых лежат христианские идеи. Они, в свою очередь, могут быть разделены на организации, возникшие непосредственно в России или странах СНГ, и организации, проникшие на территорию России из США и Западной Европы. Так, Церковь Христа возникла в 1979 в Бостоне (США), в России зарегистрирована в 1992. Члены организации ведут активную работу среди молодёжи и заключённых. К числу организаций подобного типа могут быть отнесены Московская харизматическая церковь «Роса», Новоапостольская церковь и другие. Непосредственно в России в течение 20 в. возникли такие религиозные организации, как толстовцы (в основе– философские воззрения Л.Н. Толстого), фёдоровцы (в основе– учение Н.Ф. Фёдорова), «Богородичный центр», «Белое братство ЮСМАЛОС», Церковь последнего Завета (виссарионовцы) и др.

«Богородичный центр» основан в 1990, зарегистрирован в 1992. Общины имеются в Москве, С.-Петербурге, Н. Новгороде, Иркутске, Улан-Удэ, Конакове, Елабуге и других городах. Члены «Богородичного центра» используют голубую униформу и особую религиозную символику.

«Белое братство ЮСМАЛОС» основано в 1990-х гг. в Киеве, в 1992 организация переехала в Москву. В её составе есть «сефироты»– доверенные и приближённые, за ними следуют «апостолы», затем– «воины Ильи и Еноха– рыцари», т.е. рядовые члены общины, в свою очередь, разбитые на группы. Основатель Церкви последнего Завета– Сергей Анатольевич Тороп (р. 1961), принявший имя Виссариона. Составленный им «Последний Завет» вмещает 61 заповедь. Церковь имеет ок. 10 тыс. последователей с центром в Красноярском крае, на берегу о. Тиберкуль.

Неоязычество– синкретические религиозные верования, основанные на дохристианских представлениях. К таким учениям относятся ивановцы (последователи Порфирия Корнеевича Иванова; 1898–1983). Основные идеи Иванова изложены в 12 правилах «Детки», суть которых сводится к необходимости достижения гармонии человека с природой, обществом и самим собой. На основе учения возникло общество «Истоки». К неоязыческим относятся и ратоборческие общины: Национальный клуб древнерусских ратоборств, Центр древнерусских ратоборств и воинской культуры «Святогор» (в Коломне), Верхневолжская Братчина и др.

К интерконфессиональным религиозным и псевдорелигиозным образованиям относятся Церковь объединения (Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства), Церковь сайентологии, Вера Бахаи и др. Церковь объединения основана Сан Мъюнг Муном в Сеуле в 1954 и имеет своих последователей более чем в 150 странах мира. В России она появилась в 1970-е гг., официально зарегистрирована в 1992. Уже в 1994 её общины имелись в Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Казани, Н. Новгороде и других городах. Руководящую функцию исполняет Совет церкви. Международная Сайентологическая церковь основана Лафайетом Рональдом Хаббардом в Калифорнии в 1954. В настоящее время имеет своих последователей в 107 странах мира и имеет ок. 13 тыс. штатных сотрудников. В России зарегистрирована в 1994. Церковь имеет внутренние организации «Офис особых дел», «Служебная организация «Флаг», «Флагманская служебная организация», «Морская организация». В России распространителем сайентологии стал Фонд спасения детей и подростков от наркотиков. Руководящий орган– правление. Общины действуют в Москве, Екатеринбурге, Перми, Обнинске, в Московской обл. и других регионах. В рамках Церкви сайентологии действует Московский центр дианетики.

Бахаизм (Вера Бахаи) возник в Иране в 1844. В России бахаизм появился в нач. 20 в. Первый в мире Дом поклонения бахаи был построен в Ашхабаде в 1905. Сегодня на территории бывшего СССР действуют российское и грузинское национальные Духовные собрания. В России функционируют также местные Духовные собрания. Последователи Веры Бахаи проживают в 120 регионах России.